Позиция относительно обоснованности требований, содержащихся в акте прокурорского реагирования
1. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора является актом прокурорского реагирования, направленного на устранение нарушений закона. Однако из содержания представления и нормативных правовых актов, упоминаемых в нем, не ясно, какие именно конкретные правовые нормы не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов были нарушены органами местного самоуправления.
Приведенная в представлении часть 3 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации требует от органов публичной власти (включая органы местного самоуправления) не допускать установления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства. Требования урегулировать процедуры, предусмотренные исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, именно муниципальными правовыми актами указанной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлено. Предусмотренная статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации компетенция органов местного самоуправления (с учетом положений Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области») выполняется на территории Самарской области в рамках того регулирования процедур в сферах строительства, которое предусмотрено в нормах:
- Главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включая статьи 46.1 – 46.3 данного кодекса;
- приказа министерства строительства Самарской области от 20.04.2015 № 226-п «Об утверждении Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков для проектирования объектов капитального строительства»;
- приказа министерства строительства Самарской области от 20.04.2015 № 224-п «Об утверждении Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства»;
- приказа министерства строительства Самарской области от 10.03.2016 № 22-п «Об утверждении Стандарта осуществления органами местного самоуправления процедур, связанных с подготовкой и утверждением проектов планировки и межевания территории, в том числе на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке проектов планировки и межевания территории»;
- приказа министерства строительства Самарской области от 10.03.2016 № 21-п «Об утверждении Стандарта осуществления органами местного самоуправления процедур, связанных с предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Таким образом, процедуры, предусмотренные разделом I утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (далее – перечень процедур), исчерпывающе урегулированы и осуществляются в соответствии с установленным правовым регулированием.
2. Относительно процедур, предусмотренных разделом II перечня процедур, следует отметить, что, исходя из названия данного раздела, определенные в нем процедуры могут быть урегулированы или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Альтернативность в регулировании процедур на том или ином уровне публичной власти сама по себе означает, что соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации не установлено требование урегулировать данные процедуры именно муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. В этой связи следует также подчеркнуть, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225 «Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области» министерство строительства Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области. В рамках указанного назначения министерства строительства Самарской области данным министерством подготовлен проект закона Самарской области «О внесении изменения в Закон Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», которым, в частности, предполагается дополнить Закон Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» статьей 3.2 «Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории Самарской области и территориях муниципальных образований Самарской области» в целях определения полномочий министерства строительства Самарской области по регулированию порядков осуществления процедур, установленных разделом II перечня процедур. С учетом предусмотренной упомянутым законопроектом позиции министерства строительства Самарской области относительно централизованного регулирования соответствующих процедур в Самарской области в настоящее время органами местного самоуправления данные административные процедуры не могут быть урегулированы.
Исполнительный директор Ассоциации Д.В. Славецкий